О монастыре

От апостольских времен до наших дней. Древнейший пещерный монастырь св. вмч. Феодора Стратилата

«Помянух судьбы Твоя от века, Господи, и утешихся» Пс. 118,52
Таврида. Благословенная земля. Чуть менее 2000 лет назад здесь прошел светоч православной веры, провозвестник Святого Евангелия апостол Андрей Первозванный. Проповедь и чудеса святого благовестника привлекли ко Христу многих людей, с радостью последовавших Его учению.  Проходит несколько десятилетий и мы видим, святой Климент, папа Римский, сосланный в Инкерманские каменоломни в 94 г. нашел более 2
тысяч христиан. Для сравнения, в городе-государстве Херсонес тогда  жило около 25 тысяч жителей. Впрочем, как писано в «Истории Русской Церкви. Кн. 1»: «справедливость требует заметить, что эти христиане могли, конечно, быть из местных жителей Крыма, и в частности Херсонеса, но могли быть и сосланные сюда ещё прежде Климента из других краев Римского государства. Начатое апостолом продолжено мужем апостольским — святым
Климентом, который, прибывши в Тавроскифию в сопровождении многих из своей римской паствы, уже этим способствовал умножению здешних христиан. Но вскоре совершенное им чудо обратило на него внимание
всей страны, толпы язычников спешили к нему со всех сторон, и
ежедневно по нескольку сот принимали от него крещение, так что в
продолжении одного года, если верить Метафрасту, святой благовестник
успел искоренить язычество на всем полуострове и устроить до 75
церквей… Весть об успехах святого Климента быстро достигла римского
императора и немедленно привлекла сюда гонение на христиан, во время
которого сам архипастырь (в 100 г.) утоплен в море, а из его паствы одни
тоже запечатлели исповедание своё мученической смертью, другие же,
может быть, решили скрывать свою веру от язычников…»
По преданию, пещерный храм в честь св. апостола Андрея
Первозванного в Инкерманском свято-Климентовском монастыре
вырублен самим священномучеником Климентом. Рядом с монастырем
гора изобилует рукотворными пещерами и, возможно, это было одно
большое христианское поселение или монастырь.
Во все времена были люди, которые искали уединения и тишины.
Когда же над нами возсиял свет Воскресения Христова и Евангельская
благая весть начала распространяться по всему миру, все больше и
больше находилось подвижников живущих единственной целью —
единения с Богом, созерцания Бога. Они уходили от мира, от суеты, от
шума, полностью предавая себя молитве, становились монахами.
Мыс Ай-Тодор (греч.
Святой Феодор) вполне подходит для
монашеского
уединения
большая естественная пещера ориентированная на восток, источник воды, скрытность от внешнего
наблюдателя. Чтобы дойти пешком от Инкермана нужно потратить не
более 7 часов. И, может быть, именно на рубеже I-II веков под мысом Ай-
Тодор возникло христианское поселение.
II-III век для Тавриды ознаменовался заселением остготов, которые, завоевывая римскую империю, выводили из неё множество пленников. В их числе были христианские священники и клирики, сообщавшие своим
победителям первые понятия о святой вере. Окончательно обратила их ко Христу победа над ними императора Константина Великого силой Креста Христова (ок. 323 г.). После сего у готов основывается епархия, и епископ
их Феофил присутствовал на I Вселенском соборе (325 г.) В VII веке, во время становления арабского владычества на Ближнем Востоке, на наши земли прибыла первая волна православных монахов переселенцев из Египта, Палестины и Сирии. VIII век — иконоборческая ересь в Византии и новая волна переселения христиан иконопочитателей на границы империи. Епископом Готской епархии в это время был св. Иоанн (†791 г.), который своими посланиями способствовал восстановлению иконопочитания. Центр епархии находился в г. Феодоро
(Дорос, ныне Мангуп-Кале), в трех часах ходьбы от нашего монастыря, вполне возможно, что св. Иоанн совершал службы в нашей обители. Готское княжество просуществовало до 1475 г., когда было захвачено турецким султаном Мехмедом II Завоевателем. Монастырь, предположительно, также действовал до этого времени, хотя, возможно, и были монахи-отшельники продолжавшие более чем 1000-летнюю монастырскую молитву. Целых пять столетий храм служил убежищем для скота.
«В руце Господни власть земли, и потребнаго воздвигнет во время на
ней» Сир. 10,4
Расположение монастыря, источник воды, необычные рельеф и
погодные условия как-будто специально созданы Великим Творцом для
существования монашеской обители.
Мысы Ай-Тодор и Джаниче-бурун близко сходясь своими отвесными
скалами надежно закрывают монастырь от холодных северо-западных
ветров. Но теплый южный ветер может доставить немало хлопот весной и
осенью, так что приходится всё надежно крепить.
Высокая отвесная скала над монастырем в течение лета сильно
прогревается, а затем до января — февраля отдает тепло. Иногда, внизу, в
селе, мороз — до -180С, а под монастырской скалой — не ниже -100С.
Летом же — на солнце сорокаградусная жара, а в пещерах уютная
прохлада.
Кельи, костницы и хозяйственные помещения обители располагались
в рукотворных пещерах и деревянных пристройках. Использовался весь
доступный западный склон м. Ай-Тодор. В настоящее время сохранились в
хорошем состоянии пещерные кельи в северной части монастыря и
несколько на протяжении грота. Остальные строения со временем
исчезли и сейчас видны лишь своды вырубленных пещер, водоотводы и
углубления для крепления деревянных конструкций. Прямоугольные
пещеры, расположенные в 1 — 3 яруса, внешне похожи на решетку, что
послужило поводом для названия этого места Челтер-коба (Челтер —
«кружево», «сетка», «решетка»; Коба — «пещера»).
К сожалению, мы можем только предполагать, как выглядела обитель
1500 лет назад. Сильные землетрясения внесли значительные изменения
в скалах и строениях монастыря. Северная площадка была значительно
больше — остатки каменного «козырька», на котором располагались

строения и ныне видны на склоне и в балке у ручья.

Описание устройства монастыря и его быта, в исторической
литературе пока не найдено, и мы можем только догадываться для каких
целей использовалась та или иная пещера. Большинство из них — это
жилые кельи, в них есть углубления для икон и места для крепления
лежанки. На северной площадке были пристроены в 2 яруса помещения
на деревянных сваях и накрытые крышами (хорошо видны подрубки для
стропил и горизонтальных балок и водоотводы, чтобы вода не затекала
внутрь помещения по стене). Самая верхняя и самая недоступная сейчас
пещера, по-видимому, была кельей настоятеля, именно в ней была
найдена монета 1473 года. Рядом с ней на стене видны остатки барельефа
Креста в форме греческой буквы T. Многочисленные уступы в скале
служили креплением лестниц, балконов и переходов между пещерами.
Примечательно, переход от храма к северной площадке не естественное
скальное образование, а вырублен вручную.
Помещение храма — это природная карстовая пещера площадью
около 150 м.кв. Вдоль стен храма вырублены места для сидения, на них
могло поместиться около 30 человек (здесь сейчас размещены иконы). В
алтарной части высечен высокий синтрон (полукруглая скамья для
свщеннослужителей) на 6-9 человек. В центре алтарной апсиды — горнее
место для епископа. В северо-восточной части алтаря вырублено
помещение 2 х 1,8 х 1,7 м, которое расположено ниже основного уровня
пола на 2 ступени. К нему примыкают остатки жертвенника. Возможно,
эта пещерка служила образом пещеры Воскресения (Гроба Господня).
Примыкающий к стене жертвенник символизировал Святогробскую
«лавицу», на которой лежало Тело Господне и предназначался для
совершения богослужения по чину литургии св. апостола Иакова —
перед престолом, как в первоапостольские времена. Служение вокруг
престола соответствует литургии по чину свт. Василия Великого,
установленном в IV веке. (по Шевченко Ю.Ю. Ближневосточные образцы
средневекового пещерно-храмового строительства юга восточной Европы.
Христианство в регионах мира. «Наука». 2008 г.).
В полу храма имеется 8 гробниц и одна на клиросе, расположенном
во втором ярусе храма. Справа от каменной лестницы ведущей в храм,
видна «разметка» ещё под одну могилу. К великому сожалению, когда
начал восстанавливаться монастырь все они уже были пусты. Хотя в 50-е
годы прошлого столетия, как говорят местные жители, в них ещё были
человеческие останки.
Грот, который начинается под храмовой пещерой и простирается до
источника, самый открытый по виду и неисследованный по сути.
Вход в монастырь снизу. Остатки больших ворот. Углубления для
мощных свай за воротами. Ограда монастыря — местами под каменную
кладку, местами под деревянный сруб, которая тянется до поворота к
источнику (или далее?). Две небольшие пещеры не приспособленные для
жилья — глубина не более 0,9 м, ширина и высота не более 1,2 м,
единственные (!) имеют остатки внешнего оформления: колонны, крышу,
помост. Может это были костницы?
Далее к источнику видны только своды от келий. Кто-то начал
вырубать пещеру выше уровнем и почему-то оставил. Свидетельство
сердечной веры одного из наших отцов — крест вырубленный на отвесной
стене, выше водоотвода.
Заканчивается грот остатками двух пещер: одна большая, скорее

всего для хозяйственных нужд и другая — маленькая, труднодоступная и,

как считают некоторые историки, в ней мог жить монах-затворник.
Источник. Божественное чудо являемое нам, грешным. «На горах
станут воды» — сказал псалмопевец Давид. Почти на вершине горы, в
засушливом краю, из небольшой трещинки, круглый год льется
чистейшая целебная вода с постоянной температурой 90С. Источник
почитается целебным и помогает женщинам при трудных родах (как
сказано в материалах Эски-Керменской экспедиции 1929-1932 гг.). Кто-то
скажет совпадение, но у Бога случайностей не бывает. Перед образом
Пресвятой Богородицы «Феодоровская» мы молимся о даровании детей и
исцелении бесплодия. А назван так образ в честь св. вмч. Феодора
Стратилата.
«Возрадовахся зело, пришедшим братиям… Болши сея не имам
радости, да слышу моя чада во истине ходяща.» 3 Посл. Иоан. 1,3-4.
Летом 2002 г., после долгих лет запустения, обитель посетил
митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь и сказал: «Это место
предназначено для молитвы». Прошло ещё два года и здесь, на
постоянно, поселился монах Даниил и началось возрождение монастыря
святого великомученника Феодора Стратилата.
Голые стены, кучи мусора, жизнь в пещере (XXI век) за тряпично-
деревянной перегородкой, отопление — дрова, освещение — свеча, и
практически полное отсутствие людей в зимнее время. Медленно-
медленно обитель стала наполнятся соборной молитвой. Стали
появляться, пока не регулярные, группы паломников, приходить
трудники. Отгорожен тканью алтарь, появился престол, пришли иконы.
4 декабря 2006 года. Рукоположение отца Даниила в сан иеромонаха
и с этого времени, уже не от случая к случаю, а каждое воскресение и в
праздники в храме служится Божественная Литургия.
21 февраля 2007 года. Зимний престольный праздник. Мороз -110С,
ветер свечи задувает, «оденьте шапки» — говорит батюшка, а благодать
так и льется с Небес на собравшихся в храме.
Только к концу 2007 г. появились перегородка в храме и теплая
печка, а для монастырской братии — трапезная.
Слава Богу, Господь, по милости Своей не оставляет нашу обитель. В
трудные минуты, когда необходимо поднимать в гору строительные
материалы или детали убранства храма находятся помощники и
съезжаются на один день потрудиться из Севастополя, Симферополя,
Ялты, Кривого Рога, Днепропетровска и из других мест, ихже Сам
Господи веси.
В августе 2010 года монастырю был подарен участок земли в селе,
рядом с монастырем, под подворье и Владыка Лазарь благословил строить
храм в честь преподобномученика Парфения Кизилташского († 1867 г.).
Спаси, Господи, всех строителей, благоукросителей и жертвователей
монастыря св. вмч. Феодора Стратилата.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *